Ара Гюлер

Написано: четверг, 31 мая 2012 г. автор Artem Ярлыки:
0

фотограф
                Ara Guler 

Биография

Ара Гюлер родился в 1928-м году, в Стамбуле, в семье этнических армян.
В 1950-м году Ара Гюлер решил переключиться в своих интересах с кино на журналистику: он устроился в газету «Yeni Istanbul» фотокорреспондентом. В это время он уже обучался экономике в Университете Стамбула. Через какое-то время он перевёлся в другое издание, в газету «Hürriyet».
В 1958-м году американский издательский дом «Time-Life» открыл филиал в Турции, и Гюлер стал его первым корреспондентом на Ближнем Востоке. Вскоре он начал получать задания и от других международных изданий, таких как «Paris Match», «Stern» и «London Sunday Times».
После завершения воинской службы в 1961-м году Ара Гюлер получил работу в турецком журнале «Hayat» в должности шефа фотоотдела. В это время Ара познакомился с Анри Карье-Брессоном и Марком Рибу, которые предложили ему вступить в агентство Магнум.
В 1961-м году работы Ары Гюлера были представлены в британском фотографическом ежегоднике. В том же году он стал единственным турецким членом Американского Общества Журнальных Фотографов (ASMP), а швейцарский журнал «Camera» удостоил его почётного упоминания в специальном выпуске.
Некоторые критики считают, что наиболее выдающиеся работы Ары Гюлера — это его меланхоличные чёрно-белые фотографии, сделанные в Стамбуле, преимущественно с использованием «лейки», в 50-60x годах — золотом веке фотожурналистики. В справочнике Британского журнала фотографии за 1968 года имя Гюлера названо среди семи лучших фотографов мира. В 1962 году он получил награду «Мастер «Лейки». Гюлер участвовал в сотнях выставок по всему миру.
В 1975 он был приглашен в США, чтобы фотографировать нескольких известных американцев. Выставка «Творческие американцы», которая возникла из этого путешествия, прошла в нескольких городах мира. Тем временем он фотографировал многочисленных известных персонажей, в том числе Бертрана Рассела, Уинстона Черчилля, Арнольда Тойнби, Пикассо, Сальвадора Дали. Самой важной из этих встреч была встреча с Пикассо, который был известен своими отказами позировать для фотографов.

Работы Ара Гюлера находятся

Работы Ара Гюлера находятся в коллекции Французской национальной библиотеки, Коллекции Шелдон университета Небраски, частных коллекциях в Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке. Его фотографии экспонируются, в частности, в Музее Людвига в Кельне. К 77 дню рождения Ара Гюлера была приурочена его ретроспективная выставка в Доме фотографии в Стамбуле.

Ара Гюлер — мысли вслух

Ара Гюлер уделяет огромное значение присутствию человека на своих фотографиях и называет себя «визуальным историком».
«Когда я фотографирую Собор Святой Софии, что действительно имеет значение, так это человек проходящий мимо, ведь он значит жизнь», — сказал как-то он. Гюлер считает, что фотография должна хранить воспоминания о человеке, о его жизни и особенно страданиях. В то время как искусство может лгать, фотография, по его мнению, может лишь фиксировать реальность.
Гюлер ценит право называться фотожурналистом, так как он не придаёт особенного значения фотографии как художественному занятию. Он не считает фотографию искусством.

Высказывание маэстро

Все в этом мире делается для людей. Если людей нет, то
жизнь перестает существовать. Именно поэтому в моих фотографиях всегда
присутствуют люди. Когда я фотографирую что-то в Айе-Софии, для меня
важны прохожие — или, говоря другими словами, жизнь.
                                 * * *
Без любви к человечеству ничто не имеет значения. Любовь
к человечеству важнее всего. От нее зависит все. По мере того, как она
растет, развивается и фотография. В конце концов, всё, включая
фотографию, предназначено для людей. Невозможно вообразить человека, не
способного любить, точно также невозможно вообразить фотографию без людей.
                               * * *
Фотография — более, чем что-либо другое — должна иметь о чем сказать.
Вокруг меня вертится мир. И когда в этом мире что-то происходит, что меня
сильно задевает или трогает, я нажимаю на кнопку затвора. Для меня
наиважнейшим является «событие», «момент». Это «событие» не должно быть
пропущено. Как фотограф, снимающий людей, я хочу запечатлеть их
радость, горе, их отношение к жизни, их страхи, все, что присуще
человеку. Для меня важно то, что человеческие драмы будут жить еще
столетия в будущем. В конце концов, фотография — это способ сохранения
информации, и она должна сохранить что-то, какую-то драму, если она
важна. И такая фотография может волновать.
                               * * *
Присутствие фотографа должно быть незаметно. В противном
случае композиция превращается в маскарад. Я всегда стараюсь быть очень
сдержанным. Фотограф должен быть неслышным свидетелем.
                              * * *
Некоторым вещам невозможно научиться в школе. Хорошее
воспринимается, только накладываясь на хорошую культуру. Культура
должна быть вначале. Необязательно ходить в школу, чтобы узнать, как
работает фотоаппарат. Более того, в школе часто учат неправильно. Для
того чтобы разобраться, как работает фотоаппарат, хватит недели. А чему
действительно нужно научиться — это эстетике, культуре. Главное — иметь
хорошо развитый вкус.
                            * * *
Фотограф должен быть чрезвычайно чувствительным. Он
должен разбираться в искусстве, музыке, театре, должен читать и быть в
состоянии принимать быстрые решения. Другими словами, быть умным и
образованным. Фотограф должен иметь высоко развитый вкус, ощущение
культуры… Вот что делает его хорошим фотографом… Здесь, в Турции, все
наоборот. Фотожурналисты должны расширять свой культурный кругозор. Они
должны познавать мир. Многое зависит от предвидения. Они должны знать
мир, много путешествовать. Они должны стремиться к самым лучшим
результатам. Эта профессия не означает, что ты просто фотографируешь по
воскресеньям. Вы решились бы, например, доверить свой мозг
хирургу-любителю?
                          * * *
Я написал Чаплину, за меня обращались к нему знакомые, но
все это ни к чему не привело. Я даже приехал в Вевей, в Швейцарию, где
он жил, и сидел в машине, взятой напрокат, у его дома, в мороз. В конце
концов, его жена пригласила меня в дом и налила мне чаю, но Чаплина
нигде не было видно. Я знал, что он был наверху. У него был
универсальный образ самого живого человека в мире, и он не хотел
разрушить этот образ, показав свое настоящее, обычное лицо. Конечно,
как и я, он знал, что камера в моей руке — неумолима.
                         * * *
Если я фотографирую кого-то, с кем не чувствую никакой
связи, это напрямую отражается на результате, потому что фотография
сделана без чувства. И фотография получается плохая. Но если у меня
есть возможность фотографировать кого-то, с кем я чувствую контакт, кто
мне дорог, я с удовольствием берусь за дело. В конце концов, я вырос с
людьми, которых ценю, и постоянно думаю о том, как их можно было бы
сфотографировать. Такого человека я готов сфотографировать хоть сейчас.
Если мне нужно сделать чей-то портрет, мне просто необходимо что-то
знать об этом человеке.
                        * * *
Портрет — это больше, чем просто изображение лица. Это
сущность жизни. Просто фотография лица может быть, конечно, названа
портретом, но такое описание было бы неполным. Портрет означает
возможность передать место человека в жизни. В этом смысле, это рассказ
о его жизни. Когда я снимаю портрет известного человека, я стараюсь
отобразить, что этот человек хотел выразить в своей жизни. Снимать
портреты невероятно сложно. Фотограф должен знать с самого начала, чего
он хочет добиться, должен чувствовать и «читать» того, кого
фотографирует. В большинстве случаев, запечатлеть все это в одной
фотографии и в отдельный момент — задача не из легких. Например, когда
снимаешь известного человека, пытаешься передать то, что он хотел
выразить своей деятельностью, а это значит, что нужно соответствующим
образом выставить композицию и интегрировать модель в обстановку. Это
сложно.
                     * * *
В наши дни выдающихся людей поймать сложно. Например,
Билл Гейтс и Спилберг — очень значительные люди. Я мечтал бы
сфотографировать их… Но конечно, самый главный — это Стивен Хокинг.
                     * * *
Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий, это
действительно великий фотограф. Для фотографа оставить после себя сто
фотографий — выдающееся достижение. То же самое касается писателя. Что
осталось из произведений Гюго? Сервантес наверняка написал больше, чем
один роман, но остался только «Дон Кихот». Если меня будут помнить по
двадцати-тридцати фотографиям, я буду считать это отличным достижением.

Альбом Ары Гюлер



Поделитесь с друзьями:

0 коммент.: