Заметки о наболевшем!

Написано: воскресенье, 2 июня 2013 г. автор Artem Ярлыки:
0

Георгий Романов.
"Король умер, да здравствует король!"
 Все фотографии материала - Георгий Романов.

Здравствуйте, мои маленькие любители фотографии. Уже давно утихли споры о том, что же лучше – пленка или цифра. Цифра победила, пленка окончательно и безоговорочно капитулировала и постепенно умирает. Или она уже мертва?
Сами подумайте. Новых камер не выпускается, производство расходников сокращается, цены на остальные материалы растут. Одним словом, пленка всё больше и больше переходит в разряд нишевого продукта для продвинутых пользователей. Как средство получения изображений массами она более не используется, поэтому уже можно с уверенностью говорить о том, что пленка умерла. Причем, свой путь в могилу она начала ещё за долго до появления “богомерзкой” цифры. Примерно с того момента, когда человек захотел сделать процесс получения изображений более легким, предсказуемым и доступным. Поэтому, уж что что, а винить в смерти одной технологии другую нет никакого смысла. Это вроде обычным прогрессом зовется. Ведь, если бы не появились достаточно чувствительные пластинки мы бы так и наблюдали статичные фотографии, сделанные в павильонах. Если бы не появились достаточно компактные камеры, то не увидели бы мы вкусных решающих моментов. Цифровая фотография тоже оставит в истории немало интересных снимков с собственным лицом, но речь не о ней.


 Хочется рассказать о том, почему всё же стоит успеть на уходящий поезд под названием “аналоговая фотография”.

Первым моим фотоаппаратом была простенькая цифровая камера Nikon Coolpix с 3 мегапикселями на борту. Тогда меня, как говорится, “перло” от самого факта, что я делаю фотографии. До этого я никогда не занимался фотографией и уж тем более не снимал на пленку, даже не задумывался о её существовании. В моей семье фотография так же особо никогда не практиковалась. Лишь благодаря моей маме чудом сохранился отцовский зенит и пара зацарапанных пленок с семейным альбомом. Одним словом, мир фотографии открылся для меня в цифровом виде, а что именно стало катализатором для перехода на пленку я уже не помню. Скорее любопытство и слепая вера в то, что это и есть настоящая фотография. Однако, сейчас я понимаю, что то была попытка заменить технологией пустоту самих снимков.  

Вы наверное думаете, что я сейчас начну писать вам про высокую духовность пленочного зерна или про 41 гигапиксел качества с 1мм кадра. Нет, этими вещами можно упиваться до тех пор, пока для вас съемка на пленку не более чем увлекательная игра или фетиш. Когда начинаешь серьезно заниматься аналоговой фотографией, то на смену волшебству постепенно приходит монотонность проделываемых операций. Рутина. Это вопрос пары сотен самостоятельно проявленных роликов и отпечатанных карточек. Впрочем, забегая чуть вперёд скажу, что если вы всё же доберетесь до этапа ручной печати, то вряд ли уже когда-либо бросите аналоговую фотографию полностью.

Прежде чем говорить о преимуществах пленочной технологии перед цифровой, давайте для начала подумаем, что привнесла в этот мир цифра. Мне думается, главные достижения цифры это свобода от сложного ручного процесса и полный контроль над получаемым изображением. RAW файл и компьютер. Здорово, не так ли? Однако, всё, что мы в итоге получили это килотонны скучного и однообразного фотомусора, а так же обесценивание слова “фотограф”. Но цифра в этом виновата лишь отчасти. Люди и до этого снимали много плохих изображений. Просто раньше они не выходили за рамки скрученных в рулончик негативов или вклеенных в семейный альбом карточек. Сегодня же, благодаря интернету, каждый может поделиться своими шедеврами, сделанными как на пленку, так и на цифру. Хотя, эта тема для другой статьи и, честно говоря, меня она мало волнует.
С цифровой камерой мы можем сразу посмотреть на результат съемки и сделать соответствующие изменения. Даже если у нас что-то не получилось, то нас спасет RAW файл и компьютер. Здорово, не так ли? Однако, всё, что мы в итоге получили это килотонны скучного и однообразного фотомусора, а так же обесценивание слова “фотограф”. Но цифра в этом виновата лишь отчасти. Люди и до этого снимали много плохих изображений. Просто раньше они не выходили за рамки скрученных в рулончик негативов или вклеенных в семейный альбом карточек. Сегодня же, благодаря интернету, каждый может поделиться своими шедеврами, сделанными как на пленку, так и на цифру. Хотя, эта тема для другой статьи и, честно говоря, меня она мало волнует.

Своё знакомство с пленочной фотографией я начал с умной автоматической зеркалки и цветной негативной пленки, потому что управление у неё было такое же, как и у цифрового собрата, а пленку я сдавал в минилаб. Однако, постепенно пришло осознание того, что цвет с пленки не дал мне ничего, кроме нужды ходить в ту самую лабу и постоянно включать удаление пыли с царапинами при сканировании. Так потихоньку я начал снимать на черно-белую пленку и самостоятельно проявлять её. Сделать этот шаг было очень не просто, поскольку я полностью отрицал черно-белую фотографию, всех классиков и видел мир исключительно цветным. Проще говоря, я оставался таким же слепым любителем, что и на цифре, но всё перевернулось, когда однажды я попал на блошиный рынок и купил там ФЭД-2. Так началась моя дальномерная эра. 

Дальномерки, в массе своей, все полностью механические с одним фикс-объективом и лишены даже экспозамера. Постепенно ко мне пришло осознание того, что кроме одного фотоаппарата, одного объектива и нескольких роликов чб пленки ничего более не нужно для создания замечательных фотографий. Если проводить аналогию с живописью, то такая простая камера похожа на обычный карандаш, а черно-белая пленка это лист бумаги. Т.е. инструментарий, будучи упрощенный до разумного минимума, ставит тебя в достаточно жесткие рамки, и ты понимаешь, что получение интересной фотографии зависит исключительно от себя самого, а не от умного фотоаппарата. Одна камера и один объектив - теперь более ничего не может помешать учиться рисовать, верно? Так, ограничение в количестве кадров заставляет тебя тщательнее выбирать сюжет. Отсутствие куркового взвода заставляет предугадывать момент. Отсутствие экспонометра заставляет работать калькулятор в голове (или друзей) и таким образом лучше понимать свет. Постоянное использование только черно-белой пленки позволяет увидеть мир как бы обнаженным, потому что цвет больше не мешает и пространство вокруг превращается в чистые формы, линии, пятна. Одним словом, эти ограничения мобилизуют и заставляют работать голову. Т.е. когда говорят о том, что пленка учит фотографировать имеют ввиду именно это, но на самом деле сама пленка фотографировать не учит. Дело в ограничениях технологии, которые съемка на пленку накладывает. Это некий самообман, но он работает!

Скептически настроенный читатель может задать резонный вопрос, а что мешает мне на цифровой камере залепить экранчик тёмной лентой, вставить флешку на 256 мегабайт и перейти в ручной режим? В принципе, ничего. Но это как учиться летать на симуляторе, вместо того, чтобы учиться летать на настоящем самолете. До какого-то момента работает, но подсознательно мысль о том, что ты можешь совершать ошибки и в случае чего всё вернуть обратно или поправить на компьютере будет сидеть внутри и постоянно тебя сверлить. Она не позволит полностью сосредоточиться и раскрыть весь свой потенциал. Для достижения наивысших результатов не должно быть возможности сделать “перезагрузку”, как в игре. Если ты хочешь снимать квадратные картинки – надо снимать квадратом. Если ты хочешь снимать в ЧБ – надо снимать на ЧБ пленку. Точка. Все хорошие фотографы, которые будут говорить, что это всё туфта в 99.9% бывшие пленочники и просто лукавят, либо они не очень хорошие фотографы.


А что дает самостоятельная печать? Ручная печать это завершающий этап создания фотографии. Пока фотография не напечатана она не существует. Я считаю, что нет смысла снимать на пленку не занимаясь ручной печатью. Возможность контролировать весь процесс от съемки до отпечатка единственный и самый несокрушимый довод в пользу занятий классической черно-белой фотографией сегодня. Помимо приятного времяпрепровождения это ещё один дополнительный этап отбора для проходных фотографий. Печать занимает много времени. За вечер я в состоянии осознанно и качественно напечатать три, максимум четыре снимка. Поверьте, желание допечатать на всякий случай “ещё вот эту” будет возникать всё реже и реже. Чем чаще вы будете бывать в темной комнате, тем меньше захочется делать плохие фотографии, потому что будет жалко потраченного на них времени и сил.

Кстати, время самый лучший друг фотографии и тоже помогает в отборе. Прежде чем вы проявите свою пленку пройдет какое-то время. Отсканировать снимки это тоже время. Чем больше вы будете снимать и проявлять, тем больше будет временной промежуток между “снял-увидел”. Спустя  время эмоции от съемки исчезают и на фотографию смотришь уже как зритель, а не как человек, который её сделал. У меня часто бывает, что я даже уже и не помню где и когда снял тот или иной снимок. Лишь удивляюсь, что умудрился сделать “тот самый” и  сделал именно я!

Третий момент съемки на пленку может и спорный, но не лишен смысла, как мне кажется. В плане хранения аналоговый архив пока выигрывает у цифрового. Цифра пусть и вечна, но существует не на самых вечных материальных носителях – жестких дисках, компакт дисках, различных интернет хранилищах и т.д. Жизненный цикл таких носителей по сравнению с простой пленкой крайне мал и ещё совершенно неизвестно будет ли существовать софт поддерживающий ваши цифровые негативы и соответствующие шлейфы для подключения к компьютеру. Хранение цифрового архива требует регулярного обновления таких носителей и всё равно шанс потерять всё в один момент достаточно велик, потому что мегабайты не материальны и отношение к ним может быть более пренебрежительное.

Пленка не вечна, но из неё можно сделать цифру. С цифрой такой трюк не прокатит. Если продолжить тему архива и связать её с возможностью ручной печати, то ещё одним плюсом пленки перед цифрой я считаю стабильность. Мой отец ни разу не печатал снимки, но зато их распечатал я, спустя почти 30 лет, потому что технология ручной печати никак за последнее время не изменилась. Со времён изобретения увеличителей их конструкция и принцип работы остались прежними. Так же как и хранение отснятого материала. Кстати, возможность потрогать всё руками для меня один из жирнейших доводов продолжать заниматься аналоговой фотографией. Это чертовски приятно ощущать материал, нюхать фиксаж, портить кожу кончиков пальцев проявителем и потеть в ванной комнате.

В самом начале своей статьи я говорил о том, что не собираюсь писать о высокой духовности съемки на пленку, но похоже я соврал… Всё же, из-за несовершенства технологий, существует большая вероятность того, что что-то пойдет не так. Фотоаппарат может начать глючить, вы забудете правильно выставить экспозицию, зальете другой проявитель при проявке и т.д. Вариантов масса. Такие ошибки часто рождают очень интересные фотографии, чаще именуемые фотобраком. Цифра это всё исключает. Результат всегда предсказуем и контролируем. Однако, именно эта некая непредсказуемость результата съемки на пленку и невозможность проконтролировать всё может повлиять на развитие творческой жилки. Это очень интересный момент, поскольку на этапе выбора “отправить кадр в ведро или всмотреться в него” происходит выбор пути, по которому ты пойдешь, как фотограф.

По творческому пути или по пути ремесленника. Не трудно догадаться, что выбирает большинство и почему цифра победила пленку, но может быть вам станет ясно, почему пленка не умрет никогда и почему все интересные фотографы снимали, снимают и будут снимать на пленку. Научиться делать качественные фотографии можно за пару месяцев, учиться же делать интересные фотографии можно и нужно вечно. Как я уже писал, сама пленка не учит фотографировать, но она способствует этому. Я считаю, что съемка на пленку это обязательный элемент для истинного самурая-фотографа, потому что она позволяет в прямом смысле жить фотографией, что в конечном счете поможет понять природу самой фотографии.

Источник: журнал "Дальномерная жизнь" выпуск №8

Поделитесь с друзьями:

0 коммент.: